Почему на поминках не пользуются ножами и вилками? Обычаи и поверья поминальных обедов

Что делать, когда умерший попросит еду во сне? Почему во время поминального обеда не пользуются ножами и вилками? Сначала на могилку, а потом пообедать или наоборот? Что выбрать: панихиду или поминальный обед? Когда служили панихиды по убитым? Как долго держали траур без веселья?

Многолюдные поминальные обеды делают в день похорон, в 9-й день, в 40-й день после смерти. Меньшие семейные обеды делали в год после смерти, на Деды сезонные.

Кулиш Зинаида, родилась в 1930-х:

«Когда после панихиды в церкви обязательно было еще дома помянут обедом. Хотя это панихида в девятый, сороковой день, хоть в общий поминальный, Деды какие-то. Мать моя говорила: «придут из церкви да сядут помянут». Нескольких родственников звали на обед. На осенние Деды тоже можно ходить на могилы, кто давно не был там.

Панихиду в церкви служат по субботам в 11:00. Носят у нас обязательно две буханки, «гостинцы» – печенье и конфеты, стакан сахара, чтобы свечу в него поставить. Это основное. Некоторые и бутылку лимонада сладкого ставят. Можно и другие продукты носить».

От других людей автор слышала объяснение, почему носят стакан сахара на панихиду, ибо ныне уже покойный священник отец Василий был пчеловодом, это он ввел такое. Дословно говорили в 2014 году, когда умерла моя бабушка: «Это сахар на церковь, потому что у попа пчелы».

Панихида или поминальный обед?

Есть обычай носить две буханки не только на панихиду, но и во время похорон две буханки завязывают в платок и их несет впереди гроба кто-то из чужих. Те две буханки несут на кладбище, а с кладбища на поминальный обед и там едят этот хлеб. В то же время на кладбище раздают присутствующим «гостинцы»: печенье и конфеты.

Все это вместе с другими обычаями указывает на то, что церковная панихида была введена Церковью, чтобы заменить поминальные обеды, что это, по сути, одно и то же. Отдельные представители Православной Церкви и ныне высказываются и пишут статьи против традиции поминальных обедов вообще, и более того, против панихид, говоря, что умершим достаточно молитв за них во время богослужения.

В народе же панихида воспринимается не столько как молитва за умерших, сколько как средство передачи пищи умершим на тот свет. Приходилось слышать советы, когда умерший попросит во сне какую-то еду, то такую ​​пищу надо отнести на панихиду по нему в церковь. А одна бабушка посоветовала в таком случае просто отдать эту пищу кому-то из соседей или знакомых, важно чтобы чужим по крови.

Синюта Наталья, родилась в 1930-х:

«У нас говорили: «побыть на могилах, а тогда надо дома пообедать». Есть такие, которые всей семьей идут на могилы, берут выпивку и обедают на могилах, за столиком, как на Деды после Пасхи. Но говорят, что часто не надо на могилу ходить. Когда несут завтрак на могилу на следующий день после похорон, то несут коливо и немного каши пшенной, конфеты. Коливо надо вылить на могилу.

У нас больше людей бывает на обедах на похороны и в сороковой день. В девятый день меньше людей бывает на обеде. Когда-то было, что поминали обедом и в двадцатый день после смерти. «Годовщина» не обладала большим обедом, звали только своих и двух-трех соседей. А как пройдет год, тогда поминали на Деды вместе с другими своими умершими.

Умер недавно наш священник отец Василий, дак церковные хотели, чтобы траур был в селе по нему целый год, чтобы в клубе никаких концертов не делали. А оно так было когда-то, что траур не 40 дней, а не целый год. Как молодым надо женится, то после сорока дней по бабе или деду свадьбу можно справлять.

Когда по убиенным панихиды служили на Усекновения. Был здесь когда-то один поп, мы его просили об этом, я объявление селу развешивала, что на Усекновения будет панихида по убиенным и воинам. Он не верил, что люди придут, а пришли и принесли много панихид. Дак он три года служил панихиды на Усекновения, а потом передумал да начал акафист вместо панихид. Дак все здесь бабы наши возмущались».

Поверье о поминальных обедах

Есть такое поверье, что если еда упадет на пол в доме в дни похорон, особенно во время поминальных трапез, то это это покойник попросил. Всю эту упавшую еду составляют где-то отдельно и затем относят покойнику на могилу. Вероятно, от этого происходит поговорка: «Что упало – то пропало».

Запрещено во время поминального обеда иметь на столе ножи и вилки, потому что говорят, что эти острые предметы отгоняют душу умершего. Все едят ложками и руками.

Начинают и заканчивают обед пением молитв, поют приглашенные женщины- «певчие». При этом все встают. Кто знает тексты молитв, тоже подпевают. В течение обеда между речами певчие поют специальные жалобные песни. То есть, по нашей традиции, по покойнику надо петь, не принято делать во время обеда минуту молчания.

Обязательно во время поминального обеда надо, чтобы горела свеча в доме. Ее зажигали в углу перед иконами, а не перед фото умершего, как сейчас. Также ставили несколько свечей на столах между мисками в стаканах с зерном.

Еще в начале ХХ века во время поминальных обедов пили не более чем по три малых рюмки водки, нельзя было напиваться.

Столы обязательно должны быть покрыты настольникамы (скатертями). Хотя бы красивой клеенкой. За непокрытыми столами не едят никогда.

Также читают...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Advertisement -

Последние статьи