Часто ли мужчины выбирают учительскую профессию?

Уже много лет в школах, гимназиях и лицеях преподают преимущественно женщины. Почему же мужчины мало внимания обращают на карьеру в образовании? Причины разные: кто-то указывает на низкую оплату, кто не хочет тратить силы и здоровье на пробуждение в подрастающем поколении “ростков знаний”, а некоторые так и говорят, что учить детей – дело сугубо женское, а вот как вырастут, то тогда и мужчины подключатся к воспитанию.

К сожалению, эта модель пока все равно работает, как в семьях, так и в образовательной среде. Однако, есть исключения. Это – мужчины, которые работают учителями в обычных школах и не боятся ломать стереотипы мышления в окружающем мире и идут к цели своим путем.

В директора Троицкого лицея Галины Менины узнала, что в педколлективе работает 38 педагогов и из них пять учителей-мужчин, которые преподают географию, информатику, труд и физкультуру, и еще водители школьных автобусов и технические работники – столяры, кочегары. А в соседних школах только по два учителя мужского пола – преподаватели физкультуры и труда. В других школах есть чисто женские коллективы.

– Для гармоничного развития ребенка в школе должны работать в равном количестве как женщины, так и мужчины, но это в идеале. А так мы рады тому, что есть, так как сейчас в педагогические вузы идут учиться не много наших выпускников, – говорит Галина. – В этом году в нашу школу пришел работать учителем физкультуры Сергей Кушнарев, ранее преподававший в городе Старобельске. Социальным педагогом работает человек, а психологом – женщина. Поэтому мы стараемся, чтобы климат в школе для учеников был благоприятный.

В школьном коридоре встречаем учителя географии Александра, который сразу подходит к Галине, чтобы показать новые карты для урока, поступивших от отдела образования:

– Это за семь лет, работаю здесь, первый раз новые карты пришли, а то пользовались еще теми, что мне в наследство от моей учительницы географии остались – Александры Тихоновны Тетерятник, – говорит Александр. – Жаль только, что исносим их за пол года, когда буду из кабинета в кабинет их носить и перед каждым уроком крепить на доску или стену, а потом снимать. Если бы нам географический кабинет обустроить. Но это только мечта, хотя надежды таки есть.

А потом с жаром рассказывает, что еще и целая коллекция образцов минералов и камней поступила, тоже от отдела образования, и как это будет хорошо, что ученики могут не только на картинке в учебнике или на мониторе планшета рассматривать породы угля или сланца, а подержать в руке и почувствовать холод или тепло камня, его вес, рассмотреть и потрогать, чтобы запомнить структуру. Мы стоим, заслушались, вплоть захотелось посмотреть те коллекции камней для урока географии.

– А как Вы относитесь к нововведениям Новой украинской школы? – спрашиваю.

– Преподаю сейчас в шестых-восьмых классах и еще в 10-м, а Новая украинская школа к нам еще не дошла, а только к первым-вторым классам, хотя я изучал методику преподавания и хочу признаться, что там много такого, что я уже давно веду на своих уроках.

Господин Александр рассказал, как в начале 90-х годов он впервые переступил порог школы, как учитель и директор школы назначил его воспитателем группы продленного дня.

– В педагогическом институте мы больше научной работой занимались, а на практике получилось, что главное в педагогике – это дать почувствовать ребенку, что он – личность и его открытия важны не только для него, но и для учителя. Вспоминал, как нас интересовали на уроках еще мои учителя – Василий Сергеевич Сычев, Клавдия Григорьевна Яцкина, Наталья Петровна Лошадкина. Могу взять на себя смелость и сказать, что они уже в те времена были учителями, которых сейчас нуждается Новая украинская школа.

На уроке у господина Александра дети ведут себя свободно, а когда учитель заходит в класс, то поднимается лес рук.

– Уже давно практикую вместо домашнего задания предоставлять детям возможность узнать больше, чем вмещается в рамки школьной программы: они сами выбирают темы и готовят презентации, а усвоенное на уроках проверяем тестами, контрольными и практическими работами. Так за один урок мы концентрируем больше знаний и дети чувствуют себя первооткрывателями и умеют найти информацию, изучают карту не через “зубрежку, а в игре, “путешествуя” по задачам экспедиции.

Часто господина Александра можно встретить вместе с детьми не в классе, а на школьном дворе, где они вместе с учениками испытывают новый универсальный компас или измеритель влажности воздуха. А недавно в городском сквере возле бювета с водой дети вместе с учителем изучали, как подается и очищается вода из верхних грунтовых вод. Школьники не только сделали в альбомы зарисовки этого процесса, но и попробовали вкусную воду.

– А вы еще и социальным педагогом работаете? – спрашиваю.

– Очень люблю свой предмет – географию, но часов не набирается, поэтому, когда руководство школы предложили взяться за социальную работу в школе, то согласился, – говорит Александр. – Сначала просто потому, что к зарплате будет доплата, а теперь уже так увлекся, что вред будет кому-то и уступать, если мне больше часов дадут на преподавание. Понимаете, социальный педагог – это как мягкий психолог, потому что психологическая помощь заключается в глубоком погружении в проблемы ребенка, а социальная помощь заключается в том, чтобы научить ребенка выживать в социуме, приспосабливаться к социальным потребностям других людей и при этом не терять своей личности.

Надо сказать, что дети доверяют своему социальному педагогу и раскрываются перед ним.

– Не мог дома родителям сказать, что мне неинтересно ходить и тратить свое время на спортивную секцию, потому что готовлюсь поступать на языковой факультет вуза, – рассказывает девятиклассник Саша (имя изменено). – А Александру Ивановичу рассказал и он посоветовал обо всем поговорить дома, подсказал, как выстроить ту сложную разговор. Я так и сделал. Теперь отец дал денег на репетитора по немецкому и не настаивает на том, чтобы я в секцию ходил. Знаете, у меня как тот груз спал, я теперь успеваю и на футбол, и немецкий учить. А до этого много с отцом ссорились. Теперь все нормально.

– А классной руководительницы обращался с этим вопросом? – спрашиваю.

– Нет, стыдно как-то было такое рассказывать, ведь она сразу родителей в школу вызывала. А к Александру Ивановичу мне сестра сказала обратиться, потому что в свое время он и ей помог не наделать ошибок, когда она хотела ехать на учебу после 9-го класса на парикмахера, а он ей посоветовал больше внимания обучению уделить и сейчас она на дизайнера уже учится и подрабатывает в городе в парикмахерской, чтобы опыта набрать.

На школьном дворе Троицкого лицея после уроков гам от школьной суеты: ученики убирают свои участки, сгребают траву и листья, убирают мусор.

 – Это пятиклассники со своим классным руководителем Евгением Александровичем, – говорят мне старшеклассники. – Он у нас информатику преподает, а еще хорошо разбирается в кибериграх и в гаджетах помогает разобраться.

А девушка, стоявшая рядом добавляет: “А мне помог презентацию сделать для выступления на уроке из фотографий и вставками графиков. Теперь я и сама уже научилась так делать, но он показал, как быстро усвоить программу”.

Оказалось, что пятый класс для Евгения Едленко – это его ученики из начальной школы, в которых он со второго класса преподавал основы информатики.

– Профессию учителя выбирал сознательно, имея уже несколько дипломов и право преподавать в вузах, но работаю в школе, потому что мне это нравится. Сам я выпускник Лантративськои школы, но так сложилось, что работаю в Троицком лицее.

Евгений признался, что программирование детей сейчас не очень интересует, они больше хотят знать, как на практике можно применить ту или иную программу, быстро всему учатся и им нужно всегда увеличивать “порции знаний” на уроках, чтобы не потеряли “аппетита”.

– Классное руководство – это новая для меня дело, но класс у нас дружный, и родители вот приходят на внеклассную работу помогать, – говорит Евгений и знакомит с одним из пап, ловко помогал ученикам собирать на одеяло листьев.

– компьютеров на всех в классе не хватает, поэтому дети занимаются по два-три за другим, – сетует г-н Евгений. – Мечта – это новый класс информатики с современным оборудованием.

– А хватает ли вам зарплаты, или где-то приходится еще подрабатывать?

– Это все от потребностей зависит. Мне хватает, я много не трачу, – смеется. – Вот посмотрите – на столе лежат шесть горах тетрадей, которые имею вечер проверить, а завтра же опять: эти раздам, а новые соберу – и работа на вечер. Потом еще готовлю планы на уроки, делаю интересные подборки и презентации. Поэтому на другое времени уже и не имеет! Но это я не к тому, что работа учителя такая изнурительная. Мне все это нравится. Я этим живу. И не променял бы ни на какую другую. Буду учительствовать, пока буду нужен им (показывает на свой класс, уже как муравьи убрали свой холм от сухих листьев и понемногу стали подсаживаться к нам и прислушиваться к беседе).

Открою маленький секрет. На осенних каникулах, а то и в ближайшие выходные пятиклассники уйдут со своим классным руководителем и родителями на прогулку в парк или лес, так как в условиях похода рождается настоящий дружеский класс.

Отправляемся в другую школу. На стадионе Троицкого опорного лицея идет урок физкультуры. Жду, пока учитель Владимир Лихобабенко дает наставления своим ученикам и отпускает на следующие уроки.

– С нормативами справились все и я горжусь вашими результатами. Класс свободный! К следующему уроку готовься!

Оставил двух парней и сказал им только следующее: “Если бы вы не курили, то ваши показатели были бы лучше всех в классе. Потому что в том году ваши результаты были самые высокие по школе. Если у вас нет амбиций в отношении себя, то посмотрите хотя бы на мой пример. Никогда не курил, а о моих спортивных достижениях можете почитать на стеллажи с кубками “.

– И что, Вы никогда не курили? – спрашивают уже как-то растерянно.

Учитель утвердительно кивает головой и отпускает своих учеников. Почему я тогда подумала, что у такого физрука с вредными привычками не пройдет.

– Хочу, чтобы они любили спорт, как я, чтобы понимали, что физкультура – это не “легкий” урок, а урок здоровья, для человека важно, – говорит Владимир. – Я раньше работал в спортивной специализированной школе – ДЮСШ и поэтому мое отношение к спорту не изменилось при переходе на работу в опорный лицей. Здесь учатся дети и с Троицкого и из соседних сел. Подготовка у всех разная. Есть такие классы, где половина или освобождены от физкультуры по больничной справкой, или же в группе “Здоровье”. Поэтому я всегда считаю победой, когда после года или двух занятий у меня ребенок переходит к основной группе.

– А у вас ученики, которые имеют достижения в спорте?

– Да, есть такие ученики. Но я не буду сейчас никого из них выделять, потому что их первые места на соревнованиях – это заслуга еще и всего класса или команды, которые их поддерживают и с кем они тренируются. Знаете, больше всего горжусь теми, кто стали, как и я, учителями физкультуры или тренерами. Мы с учителями, а это и женщины, и мужчины, имеем свою команду и ездим на соревнования, привозим даже кубки победы. Знаете, очень приятно, когда ученики поздравляют с такими достижениями и чувствуешь тогда, что сил добавляется на новые дела.

В школе недавно состоялся олимпийский неделю: дети ездили на велосипедах в заездах на школьных трассах, преодолевали полосу препятствий, соревновались в командных играх. И это все не для хорошей оценки или грамоты, а чтобы быть ловкими, здоровыми и спортивными. Пытаюсь, это донести до каждого ребенка и к их родителям: главное – это здоровая и счастливая ребенок, а помочь стать такой ей должны мы – взрослые.

Ни один из учителей, с кем я общалась, не сказал, что сожалеет о своем выборе. Потому что быть учителем – это передавать свой опыт следующим поколениям. Выбирая профессию учителя, человек берет на себя обязанность стать проводником для наших детей во взрослый мир. И дети идут уже рядом с учителями, а мы, родители, стараемся не отстать и хорошо, если это удается. Всегда важно, кто рядом с нашими детьми. Кто их учителя. И для них учительства – призвание?

Также читают...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

- Advertisement -

Последние статьи